Монополистическая/несовершенная  конкуренция

Монополистическая/несовершенная  конкуренция
  Рыночная  структура,  характеризующаяся: а) наличием большого количества производителей и покупателей; б) производством дифференцированной продукции  (см. Product differentiation); в) свободным вступлением в отрасль и выходом из отрасли. По своей структуре монополистическая конкуренция близка к совершенной конкуренции за исключением дифференциации продукции. Анализ равновесного положения отдельной фирмы в условиях  монополистической  конкуренции  можно  провести  на  примере «типичной» фирмы, т.е. основываясь на предположении, что все фирмы имеют одинаковые издержки, их продукция пользуется одинаковым спросом и каждая из них стремится к максимизации прибыли. Значение дифференциации продукции заключается в том, что каждая фирма производит продукцию, которая близка по своим характеристикам к продукции конкурентов, но все же не является ее абсолютным субститутом (см. Substitute products). Иными словами, кривая спроса каждой фирмы D имеет низходящее направление и отражает относительно эластичный спрос: чем больше число конкурентов на рынке и меньше дифференциация продукции, тем эластичнее спрос на нее. Однако при этом увеличиваются предельные и средние издержки фирмы как результат дополнительных расходов на дифференциацию продукции  (торговых издержек (selling costs)). Рассмотрим графики. Фирма, стремясь максимизировать свою прибыль, будет производить объем OQ при цене OP  (график  (а)). Предельные издержки MC равняются предельному доходу MR. В краткосрочном периоде это дает возможность фирме получить сверхприбыль. В долгосрочном  периоде  (график  (б))  сверхприбыли  привлекут  в отрасль новых игроков, что будет способствовать сдвигу кривой спроса  влево,  т.е.  уменьшению  объема  продаж  соответственно каждому уровню цен. Процесс проникновения новых фирм будет продолжаться до тех пор, пока стимулом для них будет сверхприбыль. Как только этот стимул исчезнет, «типичная» фирма будет максимизировать свою прибыль при сочетании цены OPe и объема  производства  OQe,  когда  предельные  издержки  равняются предельному доходу, что дает возможность получать лишь нормальную прибыль. Такое равновесное положение фирмы подобно равновесию на рынке совершенной конкуренции, однако монополистическая конкуренция по сравнению с совершенной приводит к снижению эффективности  функционирования  рынка.  Это  происходит  потому, что фирмы производят меньше продукции и продают ее по более высоким ценам. Кривая спроса наклонена вниз и является касательной к кривой долгосрочных средних издержек, которая располагается выше, чем кривая издержек фирмы на рынке свободной  конкуренции  из-за  дополнительных  торговых  издержек. Таким образом, фирмы в условиях монополистической конкуренции не достигают оптимального масштаба производства, и в результате рынок характеризуется избыточными производственными мощностями.    

Новый англо-русский словарь-справочник. Экономика. — М.: Флинта, Наукa. . 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Монополистическая/несовершенная  конкуренция" в других словарях:

  • НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ — (imperfect competition) Положение на рынке с ограниченным числом продавцов. Характеризуется также как монополистическая конкуренция (monopolistic competition): каждая фирма понимает, что цена, которую она может установить, является снижающейся… …   Экономический словарь

  • Несовершенная конкуренция — господствует на тех рынках, где производители могут влиять на рыночную цену, повышая или понижая ее. Кривой спроса для такой конкуренции будет служить ниспадающая линия, напоминающая гиперболу. Выдающийся вклад в анализ рынка несовершенной… …   Словарь по экономической теории

  • КОНКУРЕНЦИЯ — (competition) Ситуация, в которой любой желающий что либо купить или продать может выбирать между различными поставщиками или покупателями. В условиях совершенной конкуренции существует столь много продавцов и покупателей, что все участники… …   Экономический словарь

  • Монополистическая конкуренция — Монополистическая конкуренция  тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и… …   Википедия

  • Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, на котором имеется достаточно большое число фирм, продающих дифференцированную продукцию и осуществляющих ценовой контроль над продажной ценой производимых ими товаров. Монополистическая конкуренция предполагает… …   Финансовый словарь

  • Конкуренция — (Сompetition) Определение конкуренции, монополия, антимонопольная политика Информация об определении конкуренции, монополия, антимонопольная политика Содержание Содержание Совершенная Требования совершенной конкуренции 1. Конкурент в экономике… …   Энциклопедия инвестора

  • Конкуренция (экономика) — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. У этого термина существуют и другие значения, см. Конкуренция. Конкурен …   Википедия

  • Конкуренция — (от лат. concurrere «сталкиваться», «соперничать») борьба, соперничество в какой либо области. Содержание 1 В биологии 2 В экономике 3 В праве …   Википедия

  • КОНКУРЕНЦИЯ — (позднелат. concurrentia столкновение, от concurrere сталкиваться) состязание между экономическими субъектами, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия… …   Юридическая энциклопедия

  • Конкуренция — состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта и источники сырья, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность друг друга односторонне влиять на общие условия обращения… …   Экономика. Словарь по обществознанию


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»